На самом юге Судана, на заболоченной, покрытой буйной растительностью территории, занимающей несколько тысяч квадратных километров, расположена область Судд (по-арабски - непроходимое место, барьер ). По краям водоемов растут папирусы, среди фикусов, пальм дум и акаций на сочной траве пасутся зебу. Слоны и носороги укрываются здесь от преследований охотников и браконьеров. Здесь в труднодоступных районах Южного Судана, живут динка, нуэры и другие племена, объединяемые учеными по языковому признаку в группу нилотов.

Динка - одна из самых многочисленных народностей нилотской группы. Это высокие, стройные люди с открытым лицом и смуглой кожей. Их наряд состоит из темно-красного или пурпурного хала - браслетов и колец из слоновой кости, его дополняют грубые Железные серьги и бусы.

Динка - пастухи по призванию. В октябре мужчины гонят стала по заливным лугам в летние лагеря, находящиеся в 80 км от деревни. После того, как спадет паводок, здесь образуются отличные пастбища. Они возвращаются в деревню в марте, когда начинается весенний разлив рек и вода затопляет на время летние пастбища. Женщины вручную обрабатывают небольшие земельные участки. Случается, что весенние дожди запаздывают, бывают редкими или вовсе не выпадают. Начинается массовый падеж скота. И тогда людям грозит голодная смерть.

В дождливые годы племя может собрать два урожая проса, кунжута, арахиса. Это обеспечит их пищей на протяжении сухого сезона. Земледелием они занимаются неохотно; только скотоводство считается здесь делом, достойным мужчины. Но динка не прочь продать излишки своего урожая арабским торговцам, чтобы на вырученные деньги увеличить свое стадо.

Скот для них - главная ценность. Детей здесь вскармливают коровьим молоком, согревают у костра, в котором горит высушенный навоз, а золой покрывают тело, чтобы предохранить его от укусов москитов. Решив жениться, юноша должен заплатить за невесту всем членам ее семьи. Обычная цена составляет 30-50 голов, хотя иногда невеста может стоить жениху стада в 100 голов.

Юноша племени динка после обряда посвящения в мужчины получает имя одного из принадлежащих его отцу быков. С этого времени тезка становится его личной собственностью. Молодой мужчина окружает своего быка заботой, придает его рогам особую форму и украшает их, сочиняет длинные, сложные песни, восхваляющие окраску быка и его рога. Отныне судьбы человека и животного навечно связаны между собой, Владеть стадом - значит иметь свое пастбище, жену, детей.

На берегах реки Наам находятся летние лагеря, куда динка перегоняют скот. Наам - узкая река, протекающая по равнине. Помимо того, что она является основным питьевым источником для людей и крупного рогатого скота, ее воды идут на орошение нескольких табачных плантаций - единственной технической культуры, которую выращивают динка. В лагере каждая семья имеет свой участок, где стоит хижина, крытая тростником и пальмовыми листьями. Она служит скорее местом для хранения пищи, чем жилищем, так как в это время года здесь не бывает дождей, а взрослые и дети спят прямо под открытым небом. На небольшом расстоянии от входа в хижину находится очаг. Это - самое важное место в лагере, здесь собираются мужчины, чтобы покурить и обсудить насущные проблемы.

Ближе к вечеру скот возвращается в лагерь. Зажигаются костры, их дым отпугивает полчища москитов. После ужина, состоящего из грубой каши, молока и рыбы, все готовятся ко сну.

Мало что изменилось в жизни динка за годы независимости Улана. В основном в этом повинна бывшая метрополия которая уделяла мало внимания развитию этой страны. Она проводила здесь политику раздельного развития народов, поэтому юг так и остался отсталым по сравнению с более развитым в экономическом отношении севером.

Динка неохотно расстаются со своим традиционным укладом. Практикуя в основном натуральный обмен, они по-прежнему оторваны от экономических связей с внешним миром. Для этих людей единственным способом приумножить свои богатства является тот, который проверен еще их предками.


Оставить комментарий

Вы должны зарегистрироваться, что бы оставить комментарий.

Hosted by uCoz